К юбилею 47 школы

В 2007 году бывшей железнодорожной школе №47 исполнилось 100 лет.

При строительстве железной дороги Петербург – Варшава (1852 – 1862 гг.) железнодорожная магистраль прошла через Псков. Первый поезд из Петербурга пришел на станцию Псков 10 февраля 1859 года. Станция представляла собой маленький островок цивилизации среди заросшего лиственным лесом, изрезанного ручейками и речушками торфяного болота, отстоящая от города в трех верстах.

Станционный поселок, постепенно разрастаясь и благоустраиваясь, создавал обособленную от города передовую по тому времени инфраструктуру. Наряду со зданиями и сооружениями обеспечивающими бесперебойное движение поездов, железнодорожные строители проводили водопроводную сеть, возводили по типовым проектам жилые дома, лечебницу, амбулаторию, пожарное депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни, питейные заведения и даже театр. Своя транспортная полиция и жандармерия, но не было школы.

Псковский железнодорожный узел приобретает важное значение в сети российских железных дорог. Вводятся в строй Псково-Рижская железная дорога в 1889 году, Псков – Балагое в 1897, соединяя наш город с Москвой, затем прокладывают железную дорогу Псков – Полоцк и Псков – Гдов.

Псковский железнодорожный узел обслуживает огромное количество специалистов и рабочих. За вокзалом вырастают рабочие поселки, население их год от года увеличивается, подрастают дети и остро встает вопрос о школе. О необходимости открытия школы в вокзальном районе неоднократно поднимался как служащими и рабочими железной дороги, так и псковским земством и администрацией города. Появлялись по этому поводу сообщения в местной печати. Из-за удаленности станции от города и отсутствия удобного транспортного сообщения с городом многие дети, особенно младшего возраста не могли посещать школу.

Долго решался школьный вопрос, и наконец в 1906 году было принято решение открыть при станции Псков двухклассное училище. В связи с тем, что на станции не было пригодного для училища помещения, пришлось арендовать частный дом у домовладельца по фамилии Рак, расположенный рядом со станцией на Петербургском шоссе. Заведующим училища был назначен Иван Игнатьевич Кудрявцев. Первыми учителями были Кудрявцева Мария Игнатьева, Шевалье Мария Петровна, Тепляков Иван Алексеевич.

Первое сообщение об училище появилось в Памятной книжке Псковской губернии за 1907 год и в последующих памятных книжка.

Осень 1906 года прошла в хлопотах по организации училища, подбора преподавателей, формирования классов. Занятия начались с начала 1907 года.

Министерство путей сообщения обещало псковскому губернатору построить здание для училища. Строительство началось в начале 1908 года, а уже 26 сентября, как сообщала газета «Псковская жизнь» в №85 за 1908 год, было освящено новое деревянное двухэтажное здание двухклассного железнодорожного училища на станции Псков. Оно было выкрашено, как и все железнодорожные здания желтый цвет. Теперь училище разместилось в просторном помещении, большие светлые классы приняли воспитанников. На втором этаже два соседних класса разделялись раздвижной (как ширма) стенкой, так что из двух классов образовывался большой зал, где встречался Новый год и проводились другие праздники. В этом же здании были квартира заведующего и некоторых учителей. В «Памятной книжке Псковской губернии» за 1911-1912 гг. сообщается новый адрес училища – Петербургское шоссе дом 67. В то время улица от Сергиевского (ныне Летнего) сада к вокзалу называлась Кахановский бульвар, но почтовые адреса по-старому значились по Петербургскому шоссе.

К 1914 году состав учителей пополнился в него влились Владимирова Мария Петровна, Максимова Елизавета Евграфовна, Широков Александр Дементьевич. Появились учитель пения Гривский Михаил Федорович и учитель гимнастики и военного строя Затеплинский Николай Александрович, с которым мальчики с увлечением занимались военной муштрой и упражнениями с винтовкой. Учащиеся училища имели форменную одежду, схожую с формой гимназистов.

Нормальный ход событий училища прервали революционные события, гражданская, немецкая и эстонская оккупация 1917 – 1910 гг. затерялись в вихре лихолетья следы некоторых преподавателей в том числе и семьи заведующего училища и самого Кудрявцева И.И.

Учебный процесс возобновился в начале двадцатых годов. Налаживать его пришлось Широкову Александру Дементьевичу, назначенному директором железнодорожной школы. Начала она работать как школа первой ступени (начальное образование). Постепенно с годами школа переходила от начального к неполному, а затем и полному среднему образованию. В школе становилось тесно, уже и две смены не спасали положение. Для обеспечения более-менее нормальной работы школы были построены два одноэтажных здания: одно небольшое на углу улиц Вокзальной и Стахановской, где стали заниматься начальные классы, а второе у пожарного депо и железнодорожного клуба на вокзальной улице (теперь на этом месте большое угловое здание с магазинами), а так же отдано школе небольшое каменное здание рядом с проходной завода «Выдвиженец» по улице Энгельса (ни улицы, ни завода уже не существует), где разместилась школьная библиотека и квартира директора школы Широкова А.Д. Но и это не спасало положения. Занятия шли в две смены, а по вечерам классы заполняли кружковцы и рабфаковцы.

Да, железнодорожная школа работала в гораздо худших условиях чем другие школы города, размесившиеся в светлы, просторных и приспособленных для школьного процесса зданиях бывших гимназий и реального училища. Но с возложенными на нее задачами справлялась неплохо, прежде всего потому, что имела коллектив отличных, преданных своему делу преподавателей.

В Начальных классах Елизавета Евграфовна Максимова, Вера Ивановна Дедикова, Мария Федоровна Венедиктова…В средней школе Александра Федоровна Колесова – физика, Александра Владимировна Мезникова – биология, словесник Чеченкина Ольга Михайловна, историк Павел Семенович Вознесенский, Петр Яковлевич Яковлев – математика, Востаков Павел Владимирович – пение, Григорий Анкудинович Алексеев-Гай – черчение и рисование…Коллектив учителей насчитывал более 25 преподавателей.

В начале в школу принимались только дети железнодорожников. Для тех кто жил на полустанках, стрелочных постах содержался интернат.

Позднее в школе стали учиться ребята со все привокзальной округи, которая вбирала в себя пристанционные и застанционные районы, Крестьянскую улицу (ныне Л. Толстого), Плехановский посад и далее деревни Медведово, Любятово.

Большинство воспитанников школы связывали свою жизнь с железной дорогой. Некоторые поступали в институты и университеты, в военные училища.

Школа не раз меняла свой номер, была и 14, и 16, и 39, но ученики называли ее просто железнодорожной. Руководство железной дороги понимало, что надо решать вопрос о едином школьном здании. Его строительство началось в 1938 году на улице Заводской было возведено большое каменное четырехэтажное здание., но занятия в нем так и не начались, так как в нем разместили военный госпиталь для раненых в финскую компанию 1939 года. Последний выпуск десятого класса состоялся в 1941 году в июне, а 22 июня началась война Великая Отечественная. Многие выпускники железнодорожной школы ушли на фронт защищать Родину. При первой бомбежке Пскова фашистской авиацией погиб бессменный директор школы Александр Дементьевич Широков. Его прямо на ступеньках школы сразил осколок немецкой бомбы.




Как только фронт отодвинулся от освобожденного Пскова, вновь сформированное руководство города в спешном порядке занялось обследованием зданий бывших школ. А вскоре было решено подготовить к учебному году хотя бы четыре. Наряду с девятой, восьмой и четвертой в список попала и сорок седьмая школа. Восстановление давалось нелегко. Не было строительных материалов, элементарного стекла и краски, о мебели, учебниках, тетрадях, чернилах и говорить нечего. Остро стояла проблема кадров. Однако учителя, пережившие оккупацию, подверглись строжайшей проверке. Созданная комиссия, в которую вошли новый диектор А.В. Меркурьев, представитель НКВД капитан Соколов, секретарь ВКП(б) железнодорожного узла Денисов, отстранили от занимаемых ранее должностей многих педагогов. По результатам проверки к работе были допущены лишь несколько преподавателей: А.В. Медникова, Н.И. Дедикова, В.И. Дедикова, Е.Е. Максимова. Е.И. Белавина, Н.А. Кухаренко и А. А. Лаврешина. И 1 ноября 1944 года школа снова распахнула свои двери. Это стало возможным благодаря сверхчеловеческим усилиям строителей, организаторов, педагогического коллектива.

Сначала в школе были сформированы четыре первых, два вторых, два третьих, два четвертых и по одному - 5, 6, 7 классы. Заведующей учебной частью была назначена А.Н. Федорова. Короче говоря, занятия начались, но проблемы с оборудованием попрежнему оставались острыми. Парт не было. Ребята сидели за наскоро сколоченными столами по 5-6 человек на грубых скамейках из необструганных досок. Не было классической классной доски, учебников, естественно, тоже. Приближалась зима, а заготовленных дров оказалось мало. Время на дворе стояло повоенному суровое, поэтому в конце декабря Меркурьев был освобожден от должности директора. Его обязанности стала временно исполнять Федорова.

Дрова, тем не менее, заканчивались. Подвезти топливо обещала железная дорога. А пока было предложено воспользоваться торфом из смерзшейся огромной кучи, сохранившейся на территории завода «Выдвиженец». Заготавливать топливо отправился шестой класс с военруком - бывшим фронтовиком, офицером, потерявшим на войне руку - А.Н. Румянцевым. И вот ребята с ведрами приступили к работе. Кто-то разгребал неподдающуюся кучу, кто-то долбил торф какими-то железяками. Кто-то укладывал в ведра целые куски. И вдруг раздался страшный взрыв. 27 ребят погибли на месте. Школа полностью лишилась шестого класса. Румянцева ранило в ногу. Трагедия снова напомнила о войне.

11 января в школу на должность директора временно был направлен инспектор отдела школ Октябрьской железной дороги Сергей Арсеньевич Петров. Но положение учебного заведения еще долго оставалось критическим. Как отмечено в справке Псковского ГК ВКП (6) о проверке школ города к началу нового учебного года (на 5 сентября 1945 г.) «в железнодорожной школе №3 пополнение инвентаря не произведено. Служба движения (начальник тов. Савицкий) вместо 25 парт, взятых по обязательству, изготовила только три. Вновь изготовленные 10 классных досок только сейчас окрашены и поставлены на просушку. Учащиеся железнодорожной школы занимаются за столами по 9-10 человек. Из Ленинграда должны были получить 200 парт, но сейчас готовы лишь 100. Но и они не доставлены. Учитывая тяжелейшее положение школы (переполненные классы, нехватку классных комнат), исполком областного Совета депутатов трудящихся принял решение передать железнодорожному узлу ст. Псков коробку разрушенного здания по Ротному переулку (ныне Заводская улица, 3) для восстановления под железнодорожную школу. Обязать директора школы Петрова С. А. обеспечить ввод в эксплуатацию передаваемого здания, расположенного в Ротном переулке, д. №1 в августе 1945 г.

Однако с этой задачей новый директор не справился. К установленному сроку переданное здание не было восстановлено. Комиссия отметила многочисленные недостатки. На 5 сентября оказалось, что в здании, где предполагалось разместить 250 учащихся, отсутствовала кирпичная стена, отделяющая восстанавливаемую секцию. Не восстановлены две лестничные клетки. На всех этажах нет полов, оконных рам и дверей. Не произведена побелка. В связи с этим в конце декабря Петров С. А. был отозван. Исполнять обязанности директора назначена Нина Ивановна Лазарева.

А в январе 1946 школа все-таки переехала в первую половину обновленного здания. У нас дух захватывало от простора и чистоты. Пахло свежей краской. Старшеклассники дружно помогали перетаскивать мебель в просторные светлые помещения. В том же году был назначен новый директор. Петр Владимирович Медведев, участник Великой Отечественной войны, всегда ходил в военной гимнастерке. И таким остался в памяти его учеников. Человек он был строгий, как и подобает фронтовику, прошедшему огненными тропами самое суровое испытание. Но при этом оставался справедливым, принципиальным. При нем в школе сформировался прекрасный педагогический коллектив. Каждый учитель в отдельности заслуживает, чтобы о нем рассказали на страницах современной газеты. Но это невозможно. Достаточно, что их помнят до сих пор все их воспитанники.

Время было голодное. Поэтому участок земли, предоставленный школе для ведения подсобного хозяйства по распоряжению горисполкома, явился настоящей панацеей. Это было глубокой осенью 1946 года. А уже весной ребята приступили к освоению своего гектара земли. Чуть позже стараниями учительницы биологии Александры Владимировны Медниковой был разбит фруктовый сад. Когда сад уже стал плодоносить, 1 сентября каждому ученику в подарок вручили румяное яблоко. И не было ничего вкуснее этих яблок, выращенных собственными руками.

Между тем школа уже полностью восстановилась, и в начале 1947 года все классы из старого здания перебрались в новое. В 1950 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Школу окончили 23 человека. Появились первые медалисты. Тогда с золотой медалью окончили школу Римма Крутова и Михаил Иванов. Серебряной медалью награждены Валентина Алексеева, Таисия Николаева, Владимир Тарасов и Виктор Васильев.

Так начиналось второе рождение и становление железнодорожной школы № 47 станции Псков. Многие ее выпускники честно служили и служат в армии и Военноморском флоте. Другие выбрали профессию педагогов и сегодня трудятся в школах, вузах, занимаются наукой. Есть среди выпускников и руководители промышленных предприятий, культурных учреждений. Трудно найти отрасль, где бы ни трудились бывшие ученики нашей альма-матер. И везде они несут высоко честь родной школы. С днем рождения, моя родная 47-я школа! Доброго тебе пути.

© Медников М.М.
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 129
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0